ФСЗН 2025 — с 9 июня в Беларуси вступает в силу закон, меняющий правила уплаты взносов для ИП, самозанятых и ремесленников. Новый порядок упростит расчёты, отменит форму ПУ-3 и даст больше времени для уплаты.

Основная цель реформы — упростить процесс, сократить количество ошибок и избавить предпринимателей от рутинной отчетности. Но вместе с тем ужесточается контроль за неофициальными выплатами.

Кого затронут изменения ФСЗН 2025

Новые правила распространяются на:

  • индивидуальных предпринимателей, независимо от системы налогообложения (единый налог, подоходный налог и др.);
  • физических лиц, осуществляющих деятельность без регистрации в качестве ИП (самозанятые);
  • ремесленников.

Новый срок уплаты ФСЗН

  • Ранее взносы за предыдущий год нужно было уплатить до 1 марта.
  • Теперь этот срок перенесен на 31 марта.

Что это дает:

  • на 1 месяц больше для накопления средств и планирования платежей;
  • удобнее сдавать отчётность и меньше спешки в начале года.

Отмена формы ПУ-3 и автоматизация расчетов

Одним из главных новшеств становится отказ от отчётности по форме ПУ-3. ФСЗН сам будет рассчитывать сумму взносов на основании сведений из налоговой инспекции. Что это значит:

  • ИП не нужно заполнять форму ПУ-3;
  • уменьшается риск ошибок и штрафов за просрочку (до 20 базовых величин — свыше 700 руб.);
  • исключается двойная работа — данные МНС будут автоматически передаваться в ФСЗН.

ФСЗН будет направлять предпринимателю рассчитанную сумму, которую нужно просто вовремя оплатить.

Сколько платить: теперь всё зависит от дохода

  • Расчет ФСЗН по-прежнему зависит от минимальной зарплаты. На 2025 год она составляет 726 рублей, значит 12 минималок — 8 712 рублей.
  • Если ИП заработал меньше 8 712 рублей в год, он заплатит 35% от фактического дохода.
  • Если больше или равно 8 712 рублей, — не менее 35% от 12 минималок (или больше, если предприниматель сам захочет).

Примеры расчётов

Пример 1: доход меньше 12 МЗП

  • Доход за 2025 год — 6 000 рублей
  • Взносы: 6 000 × 35% = 2 100 рублей

Пример 2: доход выше 12 МЗП

  • Доход — 14 000 рублей
  • ФСЗН: 8 712 × 35% = 3 049 рублей (если захочет, может платить с большей суммы: 14 000 × 35% = 4 900 рублей)

Контроль за «серыми» зарплатами

Если установлены неофициальные выплаты, ФСЗН начислит взносы по максимальной формуле:

  • 1/30 от 5×средней з/п за каждый рабочий день.

Пример:

  • Средняя з/п = 2 613,5 руб.
  • 5×2 613,5 = 13 067,5 руб.
  • 13 067,5 / 30 ≈ 435,6 руб./день
  • Если работали 20 дней — начислят с 435,6 × 20 = 8 712 руб.

Теперь лимит в 5 средних зарплат отменен. Взносы могут начисляться с полной суммы, если зарплата превышает этот порог.

Система уплаты взносов ФСЗН 2025 для ИП и самозанятых

Сейчас читают

Больше на XATA.news

Оформите подписку, чтобы продолжить чтение и получить доступ к полному архиву.

Читать дальше