Налоги на неожиданный доход в Беларуси зависят от его источника. Выигрыши, находки, клады, подарки и наследство облагаются по-разному. Разберём, как действовать.
1. Выигрыши: казино, тотализаторы, лотереи и рекламные игры
- Казино в Беларуси. Выигрыши облагаются подоходным налогом по ставке 4%. Казино удерживает налог самостоятельно, а игроку не нужно подавать декларацию.
- Казино за пределами Беларуси. Полученный выигрыш подлежит декларированию, а ставка налога составит 13%. Ответственность за уплату лежит на игроке. Выигрыши облагаются налогом 13%, но только с суммы, превышающей 230 рублей. Например, если приз составляет 500 рублей, налог взимается с 270 рублей.
- Лотереи и интерактивные игры: Освобождаются от налогообложения, если организованы лицензированной компанией, зарегистрированной в Беларуси. Выигрыши от таких игр не нужно декларировать.
2. Клад
Согласно статье 234 Гражданского кодекса Республики Беларусь, клад — это ценности или деньги, зарытые или скрытые иным образом, владельца которых невозможно установить.
- Клад принадлежит владельцу земельного участка или другого имущества, на котором он найден.
- Нашедший клад не становится его владельцем, но имеет право на вознаграждение.
- Если клад представляет историко-культурную ценность, его необходимо в течение двух дней передать государству через местный исполком по акту приёма-передачи.
- Государство выплачивает вознаграждение — 50% от стоимости клада. Оно делится между нашедшим и собственником имущества по договорённости.
- Это вознаграждение не облагается подоходным налогом.
- За присвоение клада предусмотрена уголовная ответственность: общественные работы, штраф или арест на срок до трёх месяцев.
3. Находка ≠ Клад
Находка — это потерянная вещь, у которой известен или может быть установлен владелец (например, телефон, кошелёк и т.п.).
- Нашедший обязан немедленно уведомить владельца, а если это невозможно — обратиться в милицию.
- Если вещь найдена в транспорте — передать водителю, в помещении — владельцу.
- Если в течение 6 месяцев владелец не объявится, право собственности переходит к нашедшему.
- При переходе права собственности налог платить не нужно, даже при продаже найденной вещи.
Вознаграждение за находку:
- Нашедший имеет право на до 20% от стоимости находки.
- Это вознаграждение облагается подоходным налогом 13%.
- Получивший такое вознаграждение должен подать декларацию до 31 марта года, следующего за получением дохода.
- Важно: если такое вознаграждение не задекларировано, использовать его как подтверждение легальности дохода при камеральной проверке невозможно.
4. Наследство
Доходы, полученные в виде наследства, не облагаются подоходным налогом, независимо от степени родства. Однако, вместе с наследством переходят и обременения (долги). Отказаться от долгов, оставив имущество, нельзя — только полный отказ от наследства в целом.
5. Подарки
Подарки от близких родственников и свойственников не облагаются налогом. Это:
- родители, дети (в том числе усыновлённые), братья, сёстры, бабушки, дедушки, внуки, прародители, правнуки, супруги и близкие родственники супруга.
Подарки от других лиц облагаются налогом 13%, но только с суммы, превышающей 11 516 рублей (актуально на апрель 2025 года). Например, если подарок составил 15 000 рублей, налог начисляется на сумму 3484 рублей.
✍️ Примечание:
Вся информация актуальна на апрель–июнь 2025 года, с учётом действующего Налогового и Гражданского кодексов Республики Беларусь.

Разные истории о малом бизнесе читайте в нашей рубрике.




